Детский сад №67 г.Дзержинск

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА.

Жизнь в XXI веке ставитперед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшнийдень является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит вобразовательной области, где всякая практическая работа, направленная наукрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты.

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от28.12.2010г № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательнымучреждениям в части охраны здоровья воспитанников»  ориентирует педагогов на  использование в образовательном процессеформ, методов обучения и воспитания, адекватных возрастным возможностям ииндивидуальным особенностям воспитанников; на организацию динамических пауз,физкультминуток на занятиях, способствующих эмоциональной разгрузки и повышениюдвигательной активности; на использование здоровьесберегающих приемов, методов,форм, технологий.

Работа по  сохранению и укреплению здоровьявоспитанников нашего детского сада - неотъемлемая часть образовательногопроцесса. В учреждении реализуется Программа комплексной физическойреабилитации детей с нарушением опорно – двигательного аппарата «Родничок» ився жизнедеятельность ребенка рассматривается под оздоровительнымаспектом. 

 Педагоги, медицинские работники ищут новыеприёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условиядля их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья ииндивидуальных особенностей каждого ребёнка.

 

Цельприменения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе -  оптимизацияпроцесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Организуяработу по  коррекции речи, я ставлю передсобой и оздоровительные задачи:

Сохранять и укреплятьфизическое и психическое здоровье.

·       Создавать условия, обеспечивающиеэмоциональное благополучие каждого ребёнка.

·       С помощью здоровьесберегающихтехнологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизироватьзащитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

 

У большинства детей нашего учреждения(около 90%) кроме нарушений опорно – двигательного аппарата имеются речевыенарушения. У них наблюдается:

-нарушение звукопроизношения (65%);

-дизартрия (25%);

-нарушениедыхания;

- нарушение общей и мелкой моторики;

-повышенная  утомляемость;

-расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

- трудностиформирования саморегуляции и самоконтроля.

В ДОУ на основе логопедического обследования выявлены подгруппы детей  старшегодошкольного возраста -  с ОНР и ФФН,с  которыми  провожу подгрупповые и индивидуальные занятия по «Программе логопедическойработы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей и подготовительнойк школе групп» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина и по «Программе логопедическойработы по преодолению ФФН у детей старшей и подготовительной к школе групп»Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.   Основнаяформа логопедической деятельности в МКДОУ –это занятия, в ходе которыхосуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание иразвитие речевых и творческих способностей каждого ребёнка.

Проанализировав разделы программ,используемых в МКДОУ № 67,  на предметвключения  здоровьсберегающих методик итехнологий в образовательный процесс учителя – логопеда,  сделали вывод, что Программа «Родничок» подред. Л.С.Сековец, позволяет в большей степени реализовать  задачу по сохранению и укреплению здоровьядошкольников, дает рекомендации по использованию разных форм оздоровительныхмероприятий во взаимосвязи и сотрудничестве педагогических и медицинских работников. Данная программа способствует комплексной коррекции здоровья детейи  их  общему развитию

   Системалогопедической оздоровительной работы в нашем ДОУ предполагает использование накаждом логопедическом занятии как традиционных, так и нетрадиционных здоровьесберегающих приемов, методов, технологий.

На занятиях я используютрадиционные  методы: артикуляционнаягимнастика, упражнения дыхательной гимнастики, речевые игры с движениями, пальчиковыеигры, игры на развитие мелкой моторики (пальчиковый бассейн, разноцветныеприщепки) гимнастика для глаз, пальчиковый театр,  мимические упражнения, физкультминутки,динамические паузы.

Остановлюсь подробнее наиспользование в логопедической работе нетрадиционных методов оздоровления:

 – Массаж кистей рук с помощью шарикаСу-Джок.

 Су-Джок акупунктура – последнее достижениеВосточной медицины.

Су-это кисть, Джок- стопа. Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методамсамопомощи, самомассажа существующим в наше время.

  Поистине удивительные результаты даёт массажкистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок,  плодов каштанов, грецкого ореха,шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не толькооказывает благотворное влияние на весь организм,  но также помогает решать наши коррекционныезадачи: активизирует мозг,  развиваетмежполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов,способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного  мышления, оптико-пространственного восприятияи мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.    

- элементы самомассажа  лица и пальцев Е.Ф. Архиповой и О.И.Крупенчук.

Ихя применяю с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ. Использование игрового самомассажав сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризнымиигровыми моментами  позволяюторганизовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха и,в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Дети (безлишних усилий педагогов и родителей) делают себе массаж, развивают речь,мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своегоздоровья.

-биоэнергопластика - это содружественные движения руки и языка.Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции,для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворноевлияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развиваюткоординацию движений и мелкую моторику, улучшают внимание, память, мышление,речь.

-кинезиологические упражнения О.И. Крупенчук. Они выполняются сцелью улучшения межполушарного взаимодействия, улучшения мыслительнойдеятельности, памяти и внимания. Эти упражнения позволяют выявить скрытыеспособности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

В своей работе применяютакие упражнения как «Кулак – ребро – ладонь»; «Оладушки»; «Лягушка»; «Лезгинка»;«Пальчики здороваются»

- релаксационные упражнения.

Они используются длявосстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей.

Перечисленныевыше здоровьесберегающие методы и приемы я использую в разных частях занятия, физкультминутках, динамическихпаузах.

Нами разработанперспективный план по использованию здоровьесберегающих методов, приемов итехнологий на год по лексическим темам в логопедической работе, подобран исистематизирован материал по использованию здоровьесберегающих технологий:картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам, комплексы дыхательныхгимнастик, тематические физминутки, игры на развитие речевого дыхания.

     Планирование коррекционно – развивающейработы учителя логопеда ведется на основе лексических тем  и перспективного тематического плана  образовательной программы ДОУ.

ПредлагаемВашему вниманию разработку  лексическойтемы «Человек. Части тела» для детей ОНР старшей и подготовительной к школегрупп.

В ходеизучения данной темы запланировано по 2 подгрупповых занятия в старшей иподготовительной к школе группах. В первом столбце указаны программные задачи;во II – методическое обеспечение с указанием авторов;  в III – наглядность; в последнем  - методы и приемы здоровьесберегающихтехнологий.

Спецификанашего сада такова, что воспитатель по этой теме обогащает впечатления детейчерез разные виды деятельности, уточняет имеющийся пассивный словарный запас ирасширяет его.

А я налогопедических  занятиях активизируюсловарный запас, формирую обобщающие понятия, формирую навыки словообразованияи словоизменения.

В целяхвзаимодействия с воспитателями групп  втетрадях взаимодействия я прописываю на определенную тему лексический словарь,пальчиковую гимнастику, дидактические речевые игры, артикуляционную гимнастику на нарушенные звуки. Этот материалиспользуется воспитателем в индивидуальной работе и совместной деятельности сдетьми.  Вместе с инструктором ФИЗО яподбираю речевые игры с движениями, физкультминутки.

Применениев моей работе здоровьесберегающех технологий помогает организоватьобразовательный процесс с учетом интересов ребенка, поддержать его активность,самостоятельность, инициативность. Произнесение звуков – это результаткоординированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов.Точное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища подготавливаетработу губ, языка, нижней челюсти. Наш организм нуждается, чтобы его охраняли,оберегали, содержали в порядке и постоянно подпитывали. Для этого и нужныздоровьесберегающие технологии.

Применяемые мной упражненияспособствуют пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесныеинструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой  структуры речи, внимания, памяти,усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи,помогают  сделать речь яркой иэмоциональной, закрепить счёт, понятия «правая-левая рука»,  названия пальцев, содержат элементыпальчиковой гимнастики, релаксации и эмоциональной разрядки, повышаютнастроение детей.

Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этогоудовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.

 

 

 

18 декабря 2012 в 14:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.